azamat2204 (azamat2204) wrote in cherkasskiy,
azamat2204
azamat2204
cherkasskiy

Categories:

Русско-Черкесская война и «реальная политика».

                                                                                 Без Бога даже наука пристанище сатаны

                                                                                                                            мудрость суфиев


Известно, что есть разные виды политики, но основное их разделение – это «публичная» (т.е. та, которая известна и рассчитана на публику - народ) и «реальная» (т.е. та, которую не видно, такая политика, как сказано в учебниках и словарях, «исходит, прежде всего, из практических соображений, а не идеологических или моралистических»). Как пример, обычно, приводится политика, как ее понимал Макиавелли.  Т.е. без моральных ограничений, по принципу - «цель оправдывает средства».

Если мы всерьез хотим знать свою историю и не повторять ошибок наших предков, то нам надо быть «реалистами». Вещь эта не очень приятная, и не для людей со слабыми нервами.

Любая война, и Русско-Черкесская война не исключение, ВСЕГДА ведется в интересах ЭЛИТЫ. Все разговоры о народе и его интересах в реальной политике – это только «дымовая завеса», т.е. публичная политика, для прикрытия реальных, а не декларативных целей. Здесь надо сразу оговориться, что на самом деле сама «элита» ВСЕГДА разделена на два лагеря – элиту «денег» и элиту «духа». Но это тема для отдельного разговора. Пока мы будем говорить о «политической», т.е. властью наделенной элите. (Если у кого-то есть иллюзии о том, что политическая элита это ВСЕГДА часть народа – то дальше читать не надо).

Для раскрытия темы ниже публикуются корректно, подчеркиваем это специально, взятые из публичных научных источников цитаты. Они почти не требуют комментариев, говорят сами за себя. Выводы делайте сами.

Политическая, т.е. властная элита  адыгов ко времени начала тесных отношений с  высшей русской элитой в лице царя и его двора уже исповедовала Ислам. Известно, что в  1561 г. состоялся брак Ивана Грозного с Гуашаней - дочерью кабардинского верховного князя Темрюка. В крещении  она получает имя Мария. Так же обряд крещения проходят ее братья, будущие родоначальники бояр и князей Черкасских. Пожалуй, это самый яркий пример того, какую роль играла «реальная политика» в отношениях русско-черкесских элит. Ведь по законам ислама  сознательное отступление от веры карается смертью (подробно с максимально либеральной позиции эта теме освещена здесь - http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-1638.html).
Еще важнее то, что по исламским понятиям при этом губится душа вероотступника. Однако верх взяла «реальная политика» преодолевшая не только законы морали, но и законы Ислама – шариат.

Правда следует отметить, что уже в 80-е гг. XVI в. кабардинские князья присягают на верность московскому царю уже не «целованием креста», а «по своей вере по мусульманскому закону». (Кабардино-русские отношения в XVI- XVIII вв. М., 1.957, т. 1, с. 50-51). Насколько это был духовный рост черкесских князей и дворян или выстраивание политики с Крымским ханом – вопрос открытый. Скорее всего, последнее – как «реальная политика».В свое время в ходе работы в закрытом фонде ИНИОН мне попалась маленькая, почти как брошюра книга -
                                     Речи, сказанные на Кавказских вечерах в Санкт-Петербурге в 1861-1872 гг. – СПб. 1873.
Можно отслеживать события Русско-черкесской войны, штудируя десятки, а то и сотни книг, а можно просто послушать, ЧТО и КАК говорили чиновники высшего императорского двора:

4 февраля 1862 г.

Речь графа В.А.Соллогуба.

( Поступив в Министерство иностранных дел, какое—то время состоял при Венском посольстве, затем служба в Министерстве внутренних дел, в 1850 году служил на Кавказе, в 1870-м был председателем комиссии по преобразованию тюрем)

«Мне вменено в обязанность распорядителями вечера не касаться современных вопросов. Не могу однако же выразить того убеждения, что, как Кавказ служит нам примером, всякое дело, всякая полезная служба, всякий надежный успех, только тогда могут получить прочное основание, когда они будут упираться не на злобе и ненависти всесокрушающей, а на любви дарующей жизнь и безсмертной как ея источник» (с.7)

Как видно с учетом правил «реальной политики» графу запрещено касаться «современных вопросов». А в это время проводится ужесточение политики в отношении «немирных» черкесов. Запомним «высокий стиль» графа.

26 января 1863 г.

Речь Д.А.Милютина.

(Российский военный и государственный деятель; граф (30 августа 1878), генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал; один из ближайших сотрудников императора Александра II. Активный участник Русско-Кавказской войны. Занимал пост военного министра Российской империи (1861—1881).

(собрание в честь назначения наместником Кавказа Великого князя Михаила Николаевича. В 1864 году 21 мая он будет принимать знаменитый парад в Кбааде – на Красной Поляне)

 «Сегодня с Дагестаном части Закавказья вздохнули свободно после вековых опасений и тревог. Но остается еще западная оконечность кавказских гор, где еще льется кровь, где еще не укрощена первобытная дикость обитателей.

Попечениями о развитии там гражданственности, просвещения, благоденствия народного Вы докажете целому свету, что Россия полстолетия боролась за Кавказ не из эгоистических целей, не из честолюбивого стремления к порабощению народов независимых, но что она жертвовала тысячами людей и миллионами рублей – движимая чувствами христианского человеколюбия». (с.10)

Как приятно, видимо,  было слушать эти слова Великому Князю от человека, который в это время лично руководил карательными экспедициями Русской армии в горной части Черкесии. Ведь по плану Милютина «усмирение» черкесов должно было завершиться уже к февралю 1864 года, и Великий Князь знал ЭТО.  

Речь В.А. Соллогуба.

« Все долины Кавказа, все кавказские ущелья засеяны русскими костями. Он (Кавказ – А.Д.) помнит любимую поговорку князя Михаила Семеновича (Воронцова – светлейшего князя, генерал-адъютанта, в 1844—1854 наместника на Кавказе - А.Д.), что со штыками идут вперед, но что на штыках сидеть нельзя…

Торговля, разработка богатств, предполагаемых природой, свободный размен по широким дорогам, грамотность, правосудие, наука, и наконец, искусство, - вот о чем мечтали все предшественники Вашего императорского Высочества, - и ни одному из них не удалось исполнить вполне своего желания, потому, что война сокрушительная всегда подметывает на Кавказе следы мирных начинаний» (с.14)

Но вот уже прошло 4 года как официально закончена война.

4 февраля 1868 г.

Речь И.Ф. Золотарева

(воспитанник Дерптского ун-та (1831—1836), чиновник, впоследствии директор походной канцелярии М. С. Воронцова на Кавказе)

«… первоначальным и главнейшим тому средством должно служить заселение богатых и плодородных местностей Кавказа русскими переселенцами» (с.38)  Кавказ сделался теперь русскою провинциею, а потому там и место русской колонизации.

Заключу мое слово обычным нашим пожеланием: да благоденствует Кавказ, да сливается и более и более объединяется с Россиею посредством русской колонизации» (с.39)

Речь А.Б. Иваницкого

( горный инженер генерал-майор; В 1845 г. Иваницкий был назначен для особых поручений к Наместнику Кавказскому и в том же году князь M. C. Воронцов, знакомый уже с его деятельностью на Юге России, сделал его управляющим горною частью на Кавказе и за Кавказом)

-выразил тревогу о возможном заселении Кавказа немецкими колонистами;

- одобрил переселение на Кавказ славян: «особенно из Чехии, Моравии, Болгарии и Сербии»;

«Заселить эти новые приобретения и утвердить их навеки за Россиею и славянскими племенами, есть великое дело нашего времени и настоящего царствования». (с.41)

 Вот и всё, сквозь пелену речей «публичной политики» и литературно-поэтических восхищений горцами проявилось лицо «реальной» царской политики. Разговоры закончены… реально - дело, господа, БИЗНЕС, прежде всего.

 ПОЛИТИКА - ЕСТЬ КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

                                                                                       В. И. Ленин

… классик знал, о чем говорил.

 И еще – слова поэта Сарио Гудзенко, они по другому поводу, но, по сути, очень кстати:

 «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»

                                                                                                                         

Азамат Джендубаев,

философ

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments