Мария Муссова (nafitsa) wrote in cherkasskiy,
Мария Муссова
nafitsa
cherkasskiy

Categories:

«Эти гордые лики кавказских Мадонн…»

Увидела свет уникальная книга-альбом, посвященная женщинам Кавказа – его дней минувших и дня сегодняшнего
.............................................................................................................................
Пять лет назад, в 2004 году, Региональным общественным фондом содействия развитию культуры «Мир Кавказа», при поддержке Правительства Москвы, была организована и проведена уникальная выставка, о которой рассказывала тогда своим читателям и «СО»: «Женщины Кавказа в фотографиях, живописи, скульптуре, графике». Познакомить как можно более широкий круг посетителей с ярчайшей культурой и историей Кавказа во всем многоцветии и красочности ее «национальных составляющих», отраженных в «зеркале» образа Женщины – мудрой хранительницы очага и древних духовных традиций народа, матери, созидательницы, «берегини», прекрасной музы, вдохновляющей на творчество художников и поэтов… Именно такую задачу ставил перед собой этот масштабный выставочный проект, дважды с большим успехом экспонировавшийся в Москве, в Новом Манеже, а также в Ростове-на-Дону.




Введите содержимое врезкиА теперь он обрел не менее яркое продолжение. В конце прошлого года, там же, в столице России, под редакцией руководства фонда «Мир Кавказа», возглавляемого первым Президентом Северной Осетии Ахсарбеком Галазовым, увидел свет великолепно изданный подарочный альбом «Женщины Кавказа», в основу которого легли материалы этой выставки – уникальные фотографии конца XIX – начала XX веков, живописные, графические и скульптурные женские портреты работы старых российских мастеров и наших талантливых современников, жанровые зарисовки, пейзажи… Все это богатство было предоставлено устроителям выставки ведущими музейными центрами Москвы, Петербурга и Северного Кавказа (среди которых – Музей антропологии и этнографии Российской академии наук, Российский этнографический музей, Национальный музей Северной Осетии, Ставропольский краеведческий музей), а также Русским географическим обществом, Российской национальной библиотекой, Центральным государственным архивом кинофотодокументов Санкт-Петербурга и частными коллекционерами. И, как подчеркивается в аннотации к альбому, сегодня, когда к Кавказу – одной из узловых точек на геополитической карте планеты, региону, где сплетаются в тугой клубок самые разные международные интересы, – приковано напряженное внимание всего мира, выход в свет такого издания особенно важен. Оно вновь напоминает: несмотря на все красочное многообразие этнических, культурных, религиозных традиций народов, называющих эту прекрасную и древнюю землю своей родиной, небо над Кавказом – одно. И для тех, кто живет здесь, Кавказ – это большой общий дом, хранительницей мира и согласия в чьих «стенах» всегда была Женщина. Уважение и почтительное отношение к которой, – дававшей жизнь новым поколениям и заставлявшей кровников покорно опускать оружие, бросая им под ноги сорванный с головы платок, – исстари являлось одним из незыблемых духовных «столпов» общекавказского культурного пространства…
«Разглядеть лица и образы тех, кто были хозяйками гор и долин, властительницами помыслов и сердец воинов и поэтов в сравнительно недалеком прошлом и являются украшением и гордостью Кавказа сегодня», – именно такую уникальную возможность и дарит своим читателям альбом. Под его обложкой собрана богатейшая галерея женских портретов, принадлежащих объективу, кисти и карандашу известных российских и иностранных фотохудожников и живописцев XIX – начала XX столетий, работавших на Северном Кавказе и в Закавказье: фотографов Карла Буллы, Дмитрия Ермакова, Дмитрия Никитина, Григория Раева, Г. Барканова, А.Энгеля, А. Джанаева-Хетагурова, художников князя Григория Гагарина, Макса Тильке, Махарбека Туганова, А. Хохова, Х.Ахриева, Д. Федорова… С этих портретов на нас, сегодняшних, смотрят современницы Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Льва Толстого, Всеволода Миллера и Коста – осетинки и кабардинки, грузинки и армянки, терские и кубанские казачки, чеченки и балкарки, горские еврейки и гречанки, калмычки и ногайки, азербайджанки и женщины народов Дагестана, абхазки и карачаевки, ингушки и русские духоборки… В праздничных и повседневных национальных костюмах и строгих гимназических платьях, сидящие у прялок и качающие младенцев в колыбелях, летящие в танце и несущие грациозно на плече полные кувшины воды, с гармоникой и книгой в руках…. Юные и вступившие в пору «осени жизни», матери и хозяйки, женщины из знатных горских фамилий, на облике которых во всем видна «печать» утонченной европейской образованности, и из затерянных высоко под облаками маленьких селений и аулов. Но одинаково полные чувства собственного достоинства, сдержанной гордости и выразительной красоты…
А рядом, на следующих страницах – портреты их наследниц по крови и духу, наших современниц. Балерин Светланы Адырхаевой и Нины Ананиашвили, дирижера Вероники Дударовой, поэтесс Фазу Алиевой, Сильвы Капутикян, Раисы Ахматовой, певиц Зары Долухановой и Хиблы Герзмавы, актрис Лии Ахеджаковой и Зулейхан Багаловой, известного историка-кавказоведа Валентины Невской, героинь Великой Отечественной Евдокии Никулиной и Евдокии Бершанской… Тех, кем гордится сегодняшний Кавказ. И тут же – работы современных мастеров кисти, резца и художественной фотографии, вдохновленных красотой и внутренней силой и чистотой его дочерей: Лазаря Гадаева, Людмилы Караевой, Николая Никогосяна, Бориса и Владимира Соскиевых, Билара Царикаева, Юрия Григоряна, Владимира Хетагурова…
Один из залов на выставке «Женщины Кавказа» носил совсем особое название: "Зал памяти". Там были собраны пронзительные фотодокументы, рассказывающие о потрясшей мир бесланской трагедии – и посетители этого зала, вглядываясь в смотревшие на них со стендов лица погибших в бесланской первой школе детей и осиротевших матерей, не могли сдержать слез… Отдельный «бесланский» раздел, проиллюстрированный фотоснимками Владимира Мукагова, вошел и в книгу-альбом, о которой идет речь. Как обжигающее напоминание: «Это нигде и никогда не должно больше повториться – ни на столько испытавшей и пережившей за века земле Кавказа, ни в любой другой точке «скрещенья параллелей и меридианов» нашей планеты!»…

Нет сомнений:
альбом «Женщины Кавказа. Фотографии, живопись, скульптура, графика» (поддержку изданию которого оказало также Правительство Москвы) станет замечательным подарком не только для историков-кавказоведов, искусствоведов, краеведов и этнографов. Но и для самых широких кругов тех, кто искренне и глубоко интересуется прошлым Северного Кавказа и Закавказья. А кто-то, взяв его в руки, может быть, с радостью и теплотой узнает на старом фотоснимке, сделанном в начале минувшего века в модном фотоателье Владикавказа, Тифлиса, Баку или где-то в высокогорном осетинском, кабардинском, чеченском, лакском, гурийском ауле, родное лицо – прабабушки, бабушки, матери… И вновь с пронзительной силой ощутит: они неразрывны – вечно тянущиеся из Прошлого в Будущее сквозь Настоящее святые нити памяти поколений…
Е. ТОЛОКОННИКОВА.

отсюда http://gazeta.osetia.ru/2009/09-03/09-03-18/08-kultura.htm 
Tags: культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments