anzoria (anzoria) wrote in cherkasskiy,
anzoria
anzoria
cherkasskiy

Categories:

Искусство сельского хозяйства у черкесов.

Ведущим компонентом всей экономики адыгов, важнейшей отраслью с/х у шапсугов было земледелие. По данным целого ряда отечественных и зарубежных исследователей у западных адыгов в особенности населяющих горные места эта отросль с/х достигла довольно высокой ступени развитя. Исключительная степень ландшафтно-экологической адаптированности шапсугской системы жизнеобеспечения является важнейшим свидетельством преемственности шапсугской субкультуры на данной территории на протяжении многих веков. И именно эта общность занимала земли причерноморской Шапсугии и за 500 и за 1000 лет до первой письменной фиксации этнонима.

 

Чрезвычайную актуальность эта проблеме придала полемика развернувшаяся в российской историографии по вопросу о причинах РКВ. "Державный" взгляд здесь представлен рядом расхожих тезисов: горская экономика носит примитивный характер и не способна обеспечить элементарно необходимыми продуктами население; горские общества СК пребывали в XVIII-первой половине XIX века на стадии военной демократии; типичной была ситуация хронического продовольственного кризиса; набег являлся фактором горской экономики, восполнявшим недостаток в производстве. Все эти тезисы вкупе означали одно: изначально миролюбиво настроенная Россия была просто вынуждена воевать против хищных и голодных горцев. Но русские же архивы содержат диаметрально противоположную информацию: ордер А.Голлватого от 16 декабря 1792 г., предписавший начальнику Таманского отряда Савве Белому организовать для переселенцев Черноморского казачьего войска [ЧКВ] покупку у горцев семян злаков; донесение атамана ЧКВ Котляревского императору Павлу I, в котором говорится, что "ввиду острого недостатка хлеба во вновь основанном войске пришлось распорядиться снабжать состоявших на пограничной службе казаков выманиваемым у закубанцев за соль хлебом"; в одном 1796 году "на Екатеринодарском меновом дворе, который играл главную роль в торговле черноморцев с закубанцами, было... Продано адыгами [Екатеринодар в этот период непосредственно соседствовал с землями шапсугов] хлеба в зерне 20746 пудов".

Касаясь данной проблемы известный кавказовед В.К.Гарданов пишет, что: "Кроме черноморцев западные адыги в конце XVIII века стали снабжать своим хлебом и Анапу, имевшую значительный турецкий гарнизон. Хлеб в Анапу доставляли натухайцы и жившие в низовьях Кубани шапсуги. По-видимому, уже в конце XVIII в. Черкесский хлеб через Анапу стал вывозиться и в Турцию. По другим источникам "в течение 1823-1824 гг. шапсуги и натухайцы отпустили русским скупщикам столько хлеба, сколько требовалось для прокормления голодающего населения Федосийского уезда Крыма" {Серебряков И.Л. С/Х условия С-З Кавказа /Записки Кавказского общества с/х-ва. Тифлис, 1867. С. 15} И в первой четверти ХИХ века через Анапу уже ежегодно вывозилось до 10 тыс. четвертей пшеницы, 30 тыс. четвертей ржи, 15 тыс. четвертей овса". (Попко И.Д. Черноморские казаки в их военном И гражданском быту. Спб.,1858. С. 15).

Земледельческая культура шапсугов имела три главных отрасли: полеводство, садоводство и лесоводство. Большое внимание уделялось также селекционной работе в животноводстве и растениеводстве. Шапсуги обладали высокой культурой земледелия, вследствие чего добились высоких стабильных урожаев. Вот что писали "Кубанские войсковые ведомости" в 1869 году: "мелкая вспашка земли, боронирование земель перед севом, огораживание участков лесополосами, применение органических удобрений, Мелиорирование, нивелировка местности, террасирование горных склонов, севооборот - вот неполный перечень агротехнических приемов, которыми владел горский крестьянин". (Герко И., Что нужно для развития хозяйства за Кубанью // кубанские войсковые ведомости. Екатеринодар, 1869, ъ10, с. 12). Известный российский агроном И.Н. Клинген писал про шапсугов: "их защитные насаждения Вдоль реки, живые изгороди, лесные опушки кругом полей, древесные группы для затенения, воздушные силосы из листьев и ветвей, все вызывает одобрение агрономов. Их плуги и рала... Были замечательно приспособлены к местным условиям". (Клиниген И.Н. Указ соч. Стр. 2). Опираясь на вышеупомянутые источники, мы можем с полным основанием утверждать, что процветание земледелия у шапсугов, натухайцев и абадзехов объяснялось целой системой агрокультурных приемов и мероприятий.

По окончании РКВ в 1866 году на северо-западный Кавказ была послана правительственная комиссия, состоявшая из чиновников аппарата наместника Кавказа в Тифлисе И. С. Хатисова и В.К. Ротиньанца для изучения возможностей региона по его колонизации, которая наткнулась на бывшие кукурузные поля хакучипсов (подразделение шапсугов), лежавшее в столь непреступных местах, что с первого раза казалось невероятным, что на такой круче можно было возделывать хлеб. Между тем, многие русские офицеры рассказывали комиссии, что горы эти когда-то сверху-донизу были покрыты прекрасными полями, а горцы, всегда имея большой запас хлебов, при удобном случае доставляли хлеб к морскому берегу для сбыта" (Хатисов И.С., Отчет комиссии по исследовании земель между реками Туапсе и Бзыбью//  Записки Кавказского общества. 5-6. Тифлис, 1867. Стр. 75,76,77) ... Комиссия сомневалась, что среди возможных местных поселенцев (казаков и русских итд) нашлись люди, способные продолжать хозяйство хакучипсов, а потому поля их признала в будущем пригодными лишь для пастбищ, и то для коз и овец". (Клиниген И.Н. Указ соч. Стр. 44-46). Тот же Клиниген писал по этому поводу: "...поселенцы из шапсугского батальона рассказывали, что в год переселения все горы были покрыты прекрасными хлебами: кукурузой и гоми. Не менее 40% земель было расчищено и находилось в

Культурном состоянии. Поэтому при горцах климат был гораздо суше." (Там э, стр.45)

     В целом отметим, что все русские и иностранные авторы, посещавшие в первой половине ХИХ века территорию шапсугов, единодушно отмечали, что земли их густо населены и прекрасно обработаны. Приведенные свидетельства убедительно показывают высокий уровень агротехнической культуры и полеводства у шапсугов и других адыгов, живших в горных районах, прилегающих к Причерноморью: "шапсуги использовали два вида пахотных орудий (плугов), "из которых одно было тяжелое и имело все главные принадлежности плуга, а другое более легкое, было типа рала". (Клиниген И.Н. Указ соч. Стр. 63)  Г.С. Читая четырехстороннее пахотное орудие, к которому принадлежит И адыгское рало, возникло на Кавказе давно И его происхождение надо объяснять эволюцией местных пахотных орудий, а не заимствованием из других стран." (Читая Г. С. Указ соч.)

 О том, что плуг был знаком адыгам с древнейших времен, свидетельствует "Нартский эпос": "Нарт вагъэбд-зумиблыр... Блыпкъыпэк1э сигъавэщ" ("Нартских семь борозд...  Плечом вспахать меня заставил"). (Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. М., 1981. Т. II., стр. 50.).Известный  российский агроном И.Л. Серебряков указывает, что: "у северо-Западных адыгов плуг был деревянный, но имел железный  лемех и резак.  Все части орудия, как деревянные, так и железные отделаны тщательно" (Серебряков И.Л. Сельскохозяйственные условия Северо-Западного Кавказа// Записки Кавказского общества сельского хозяйства, Тифлис, 1867. Стр. 11-12).  С. А. Токарев в своем исследовании пишет, что: "адыгский плуг был передковым пахотным орудием, причем передок имел два различных по размеру колеса, из которых большое шло по борозде; от установки передка зависела также и глубина вспашки". (Клиниген И. Н. Указ. Соч. Стр. 63). В.К. Гарданов, анализируя сельскохозяйственные условия Северо-Западного Кавказа, пишет: "в горных... районах, где черноземный слой был не столь глубок, а поля при более интенсивном характере земледелия подвергались частой распашке, требовалось более легкое пахотное орудие, каковым и являлось адыгское рало, в которое впрягалась одна пара волов. Однако местами адыги пользовались и плугом и ралом, которые дополняли друг друга. В случаях, когда невозможно было использовать пахотные орудия, шапсуги пользовались мотыгой. Жатва хлеба производилась обычно серпами, но для этого употреблялись и косы, которые, как и серпы, были... Малых размеров". (Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. С. 64-65).

 Наряду с хлебопашеством у шапсугов было хорошо поставлено и садоводство. Изобилие садов у этих племен низменно поражало всех иностранцев, посещавших Черкесию в первой половине XIX в. Абадзехские и шапсугские аулы Закубанья, по свидетельству многих очевидцев буквально утопали в садах. Еще больше садов было у шапсугов и натухайцев, живших по побережью Черного моря. По наблюдению Белла, хорошо изучившего все Черноморское побережье от Туапсе до Сочи "сады в этой части Черкесии иногда тянулись на несколько километров и на побережье не было ни одной черкесской усадьбы без сада" (Белл Дж.Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 гг.// АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 435- 453). Поручик Симановский (1837), участник одного из походов в западную часть Черкесии, свидетельствует: "Дорогой (в долине р. Абина, т.е. На территории шапсугов) по обеим  сторонам прелестные сады. По опушке виднеются большие аулы... Народонаселение здесь очень большое. Хлеба у них прекрасные, густые, и жито величиною более двух аршин, пшеница тоже недурная. Поля их, засеянные большей частью, огорожены плетнем (дабы скот не пасся). Мы расположились в нескольких шагах от аула (в долине р. Пшады, недалеко от берега моря), кругом нас вьются по деревьям виноградные лозы, жито, овес, ячмень, конопля, лен, кукуруза и проч. Всего есть в этом месте  большом изобилии. Поля их большею частью огорожены плетнями. Я видел даже  привитые фруктовые деревья... Здесь пропасть аулов". (Токарев С.А. Изображение старинного адыгского (кабардинского) плуга с передком// Этнография народов СССР. М., 1958. С. 248.) Подобные отзывы о Западной Черкесии, как о процветающей земледельческой стране далеко не единичны. Вот свидетельство Эдмунда Кларка, лично посетившего эту часть Черкесии в начале XIX в.: "Когда наступило утро, перед нами развернулось великолепное зрелище богатой страны...Нечто вроде Южного Уэльса или лучших частей Кента; изящные холмы, покрытые деревьями, и плодородные долины, обработанные как сад" (Кларк Эд. Путешествие в различные страны Европы, Азии и Африки. Т.I. Лондон, 1810. С. 389). Современные агрономы отмечают, что обилие садов в горах Закубанья и по Черноморскому побережью объяснялось тем, что адыги здесь широко прибегали к прививкам диких плодовых деревьев. В рассматриваемое время это искусство, по словам специалистов, находилось у адыгов на весьма высоком уровне". (Тхагуашев Н.А. Указ. Соч. С. 18-23)

     Комиссия И.С. Хатисова и В.К. Ротиньянца, по сообщению И.Н. Клингена, в верховьях реки Макопсе (территория проживания шапсугов) "была поражена обилием фруктовых деревьев. Она нашла там великолепные желтые и красные сливы, прекрасного вкуса и аромата, крупные граненые яблоки вроде кальвиля, персики, груши. Сады были огорожены." (Клиниген И.Н. Указ. Соч. С. 53)кроме названных фруктов шапсуги (как и другие горцы Причерноморья) выращивали: табак, который "отличался превосходным качеством" (там же. С. 52), алычу, сорт которой был "чрезвычайно урожаен" (там же. С. 53), грецкий орех, черешню, вишню, айву, гранат "двух сортов" (там же. С. 54), виноград, орех-фундук, который отличался "замечательной урожайностью"  (там же. С. 53),инжир "трех сортов"  (там же. С. 54), каштан, который "считался важным подспорьем в пище. Горцы... Разводили целые каштановые рощи, вероятно для поделочного дерева; в рощах плоды получались более мелкие, чем в садах" (Клиниген И. Н. Указ. Соч. Стр. 54) , шелковицу которая служила у них отчасти для фруктов, отчасти для шелковичных червей. Современники также отмечают развитие у шапсугов виноградарства. Целые шелковичные и виноградные плантации найдены в ущелье Шмитогуаджь, где "была... масса  плодоносящих виноградников" (Там же. С. 55)

     Полеводство и пчеловодство шапсугов были связаны с высоким уровнем селекционной работы. По словам И.Н. Клингена "их выносливые горские семена были замечательно приспособлены к местным условиям" (Там же. С. 53). "Семена горцев отличались от семян низменных и степных равнин России необыкновенною мелкостью и скороспелостью; они были очень выносливы, быстро прорастали, успешно боролись с местными невзгодами, а скороспелость их обеспечивала косвенно надежный урожай; потому что ко времени засух, начинающихся обычно ко второй половине июля, самый критический момент роста хлебных злаков уже проходил". Уже одно это обстоятельство ярко свидетельствует о высокой культуре земледелия у шапсугов. И.Н. Клинген пишет: "горцы возделывали большею частью кукурузу, пшеницу, просо (гоми), ячмень, овес, лен и коноплю. О породе этих хлебов ничего не известно потому, что русские поселенцы, находившие иногда на корню хлеб по уходе черкесов, не сразу оценили необходимость иметь местные семена. Хлебные злаки дают здесь, по собранным им сведениям, большие урожаи: от сам-40, до сам-80, гоми 80-120, пшеница 18-30, и иногда и сам-35; переводят это на пуды, получим, что кукуруза давала в среднем с десятины более 150 пудов, гоми  150 пудов, а пшеница 175 пудов; здесь нет ничего удивительного, если принять в расчет, что аборигены превосходно изучили все нужные для успеха приемы культуры и подобрали наиболее подходящие породы хлебов" (Клиниген И.Н. Указ. Соч. Стр. 54)

     основными системами земледелия, существовавшими у северо-западных адыгов, были подсечное, переложно-залежное, чередование культур. С учетом ландшафтных особенностей широко было распространено террасное земледелие. Наряду со всеми этими агротехническими приемами на поля выносились органические удобрения, в соответствующих местах применялось орошение.

     Наряду с хлебопашеством шапсуги уделяли большое внимание огородничеству. Они выращивали огурцы, морковь, арбузы, дыни, лук, чеснок, фасоль, тыкву, перец и другие культуры. (Хан-Гирей. Записки о Черкесии... С. 60).

     Существовавшую у шапсугов (и других "горных адыгов") систему земледельческого хозяйства И.Н. Клиниген характеризует как лесо-хлебную, подчеркивая тем самым, что развитое земледелие сочеталось у них с искусственным насаждением лесов, при котором они не только очищали от леса необходимые для земледелия площади, но и сохраняли на своих  полях в определенной пропорции и в определенном порядке лесные деревья, а также производили искусственное лесонасаждение с разными целыми. И если бы развитое земледелие шапсугов не сочеталось у них с не менее развитой культурой лесоводства, то нет сомнений в том, что это привело бы в конце концов, к исчезновению леса на огромных площадях. Это системное отношение шапсугов и других горных адыгов к среде своего обитания объясняет в частности тот факт, что несмотря на существование у них в течение столетий развитого интенсивного земледелия даже в конце 50-х годов XIX в. Наблюдатели отмечали, что "две трети поверхности страны (территория абадзехов, шапсугов, натухайцев) еще покрыты лесом" (Лапинский Т. Указ. Соч. С. 41)

     Все авторы, посетившие в первой половине XIX в. Западных адыгов, отмечали, что хлебные поля здесь перемеживаются с лесными  рощами и садами. Но это им воспринималось лишь как красивый пейзаж, и только Дюбуа де Монпере вникнул в существо этого красивого пейзажа: "Черкес... Заботится о том, чтобы сохранить  вокруг своего поля гирлянду деревьев для его защиты и доставления влаги, необходимой в этом климате. Он оставляет даже там и сям постели своих полей самые красивые деревья . Так что при взгляде с моря нет ничего более живописного, чем эти склоны лесистых холмов, в которых, как в папке находятся все эти поля" (Монпере Ф.Д. Де. Указ. Соч. С.448).Далее он добавляет: "Таким образом, и самая живописность пейзажей Черкесии первой половины XIX в. Была в известной степени результатом трудовой земледельческой деятельности ее населения. " (с.449). Де Монпере  пометил  также, что сохранение  лесов и специальные лесопосадки имели еще одно назначение, а именно: "уменьшить силу горю-оста, дующего вдоль побережья" (там же). То же подчеркивал И.Н. Клинген  говоря, что сохранение адыгами побережья строевого леса по Причерноморью имело цель предохранить расположенные в прибрежных долинах поля и сады от отрицательного влияния морского климата - туманов, холодных и сильных ветров, особенно зимой и весной, когда море холоднее материка" (Клиниген И. Н. Указ. Соч. Стр. 48). Комиссия Хатисова-Ротиньянца также констатировала бережное отношение черкесов побережья к лесам и широко распространенное в горах Черкесии искусственное деревонасаждение. То же отвечал Г.В. Новицкий: "Земля, населенная народом Адехе, большею частью покрыта лесами, которые ими тщательно сберегаются" (Новицкий Г.В. Географико-статистическое обозрение... С.8). Этого же мнения придерживались и многие другие наблюдатели первой половины XIX в.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment